Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Практика инклюзивного образования
в МКОУ «Воробьёвская СОШ имени Н.Т.Воробьёва»
1. Характеристика контингента обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В МКОУ «Воробьёвская СОШ имени Н.Т.Воробьёва» 2024-2025 учебном году обучается 78 детей. Среди них 5 детей с ограниченными возможностями здоровья. 3 ребёнка обучаются по АООП НОО и СОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1; ; 2 ребёнка занимаются по СИПР на дому. (среди обучающихся 2 ребёнка-инвалида).
2. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации инклюзивного образования организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).
Задачи служб: предоставление непрерывной помощи детям с особыми образовательными потребностями; развитие социальной и коммуникативной компетентности для успешной социализации ребенка с ОВЗ.
Педагоги осуществляют подбор программ, соответствующих уровню развития обучающихся с ОВЗ на основе решения ПМПК, составляют индивидуальные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные учебные планы, индивидуальные маршруты.
Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь включена работа с родителями, в которую вошли родительские собрания, семинары.
Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ имеет воспитательная система. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях с учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, методические недели и т.д.
Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к детям с ОВЗ. Для этого в школе выстроена система мероприятий по формированию толерантности: социальных проектов, классных часов, общешкольных линеек, акций, деятельности волонтёрского и экологического отрядов.
3. Анализ состояния доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов.
1. Архитектурные условия представлены только пандусом на пороге школы.
2. Специальное оборудование:
Оборудован компьютерный класс: 6 рабочих мест обучающихся, одно рабочее место учителя. Не все учебные кабинеты оснащены персональным компьютером (АРМ учителя), выходом в Интернет, мультимедийным проектором и экраном. Интерактивными досками оборудовано лишь 2 учебных кабинета.
Получены таблички с текстом Брайля.
4. Программно-методическое обеспечение инклюзивной практики.
4.1. Методическое обеспечение
МКОУ «Воробьёвская СОШ имени Н.Т.Воробьёва» не в полной мере обеспечена учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.
4.2. Программное обеспечение
В ОО разработаны программы для работы с детьми с ОВЗ:
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования СИПР
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО, 1)
4.3. Научно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса:
В ОО реализуется модель инклюзивных классов, где учатся обычные дети и дети с ОВЗ, в 5, 6, 8 классах.
Все дети с ОВЗ вовлечены в дополнительное образование: кружки, секции. Дети с ОВЗ постоянно посещают все школьные и классные мероприятия. Решение о режиме обучения принимается индивидуально по каждому ребенку с учетом пожелания родителей и рекомендаций ПМПК.
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Территория МКОУ «Воробьёвская СОШ имени Н.Т.Воробьёва» оборудована наружным освещением, подъездной дорогой, ограждением, видеонаблюдением, системой противопожарной сигнализации. Школа состоит из одного здания, которое оборудовано помещениями для воспитания и обучения детей (классами и специальными кабинетами),
Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, освещение и тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. В школе созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и профилактике заболеваний обучающихся: спортивный зал, спортивная площадка.
6. Кадровое обеспечение:
Школа укомплектована следующими специалистами: социальный педагог, педагог-психолог.
Педагоги школы постепенно проходят обучение по инклюзивной педагогике и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. У некоторых педагогов имеется многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель школьного психолого-педагогического консилиума – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся.
В школе также постоянно проводятся методические семинары с педагогическим коллективом по использованию различных методов и приемов в работе с обучающимися с ОВЗ (психолого-педагогической и коррекционной направленности).
7.Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ в школу обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, спортивного зала, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинете информатики.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Заместитель директора по УВР, Горбунёва И.А.